ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРГИНГА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР ПО ПАТЕНТУ СССР №1799274

В ШКОЛЕ №127 г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Введение

С целью развития образного и логического мышления детей в Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации РАН по патенту СССР № 1799274 разрабатываются компьютерные и механические интеллектуальные игры с симметричными пиктографическими изображениями размером 7х7. В современной педагогической информатике подобные игры называются латентными*) , так как обеспечивают усвоение ребёнком полезных знаний без жёсткой установки на обучение ("Ты должен!"). Новая игра, разработанная в виде настольного разрезного конструктора и названная "Дальторадуга-V", содержит набор пластин (полосок) размером 1х7, которые с лицевой стороны раскрашены в семь цветов, а с обратной - чёрно-белые. Игра состоит в том, что ребёнок по несложным правилам составляет из полосок некоторую квадратную разноцветную таблицу с лицевой стороны и, перевернув полоски, обнаруживает на обратной стороне симметричную картинку, которую находит среди 28 пиктограмм, оформленных художником. В результате игры дети осваивают понятие зеркальной симметрии и учатся из одной симметричной картины получать другие простой перестановкой составных частей. В ходе мониторинга предполагалось выяснить, смогут ли простейшие пиктограммы изобретения заинтересовать детей и активизировать их ассоциативное восприятие.

В мониторинге участвовало 130 учеников.

28 симметричных пиктограмм интеллектуальной игры "Дальторадуга - V", сгруппированные по 4 штуки на листах бумаги формата А4, использовались в качестве иллюстративного материала на уроках изобразительного искусства во 2-5 классах школы №127 г. Санкт-Петербурга. Листы с пиктограммами раздавались детям по одному на каждого. В течение одного урока им предлагалось дорисовать и подписать одну или несколько пиктограмм до некоторого воображаемого образа, рассматриваемого с любой стороны "в позитиве" или "в негативе". В качестве примеров демонстрировались образцы, выполненные художником (рис. 1).

Рис.1 Образцы оформления пиктограмм

Результаты

Поставленная перед учащимися задача воспринималась как игра и осознавалась без видимых усилий. При этом задание оказалось им в какой-то степени знакомым, так как напомнило спонтанные детские игры с контурами произвольных рисованных фигур. По ходу мониторинга выяснилось, что пиктограммы захватывают внимание учащихся - с началом выполнения задания устанавливается полная тишина в классе. За 25-45 минут большинство детей справляется с оформлением всех четырёх картинок. При этом практически все третьеклассники успевают осмыслить каждую из 4 предложенных пиктограмм (рис. 2).

Рис.2 Пример оформления пиктограмм ребёнком

Примерно треть второклассников и четверть пятиклассников пропускают по 1-2 картинки или не подписывают их. По-видимому, в третьем-пятом классе согласно природным данным ребёнка формируются стереотипы образного мышления, что несколько подавляет свободу ассоциативного восприятия. Пятиклассники, в отличие от детей младшего возраста, при художественном оформлении пиктограмм практически не применяют наглядные образы, которые используются при объяснении поставленной задачи, а предпочитают пользоваться собственной системой образного восприятия.

Объектами вызванных пиктограммами детских ассоциаций служат люди, животные, реальные и вымышленные существа, знакомые и воображаемые предметы и т.п. При этом 95% оформленных детьми пиктограмм приблизительно в равных долях подразделяются на:

    1. лица/морды/портретные изображения одушевлённых или одушевляемых объектов;
    2. целостные объекты, обозначенные контурами или выполненные в виде раскрашенных фигур*) .

Остальные 5% рисунков либо непонятны по содержанию, либо не подлежат классификации по признакам a) - b). В числе последних - композиции, орнаменты и сюжеты. Сюжеты, вероятно, будут встречаться чаще, если предложить детям пиктограммы большего размера (15х15).

Благодаря лаконичности пиктограмм на детских рисунках хорошо "читаются" характерные фрагменты фигур, что способствует пониманию детского образного мышления, является дополнительным средством общения между взрослыми и детьми, а также может оказаться полезным при моделировании человеческого восприятия. По всей видимости, анализ детского оформления пиктограмм способствует также развитию художественного восприятия взрослых людей с аналитическим складом ума.

Пиктограммы увеличивают художественные возможности большинства детей при рисовании на свободную тему (см. приложение). Для детей, не освоивших технику рисования, пиктограммы являются удачным средством образного самовыражения, что позволяет обнаружить иные дарования, например, нестандартность мышления в сравнении с другими детьми.

Анализ детских ассоциаций по рисункам и подписям позволяет обнаружить образы из сказок, средств массовой информации (рекламные, религиозные и др.), активно используемые ребёнком на практике. При этом также проявляются навыки художественного мастерства, выработанные на уроках рисования, что позволяет оценить эффективность различных приёмов обучения, применяемых преподавателем.

Оформленные ребёнком пиктограммы являются своеобразной "фотографией" его потенциальных возможностей, одни из которых реализуются в дальнейшем, другие - со временем утрачиваются, что при долговременном мониторинге имеет самостоятельное значение для социо-психологических исследований.

Заключение

Мониторинг детского ассоциативного восприятия пиктографических изображений является перспективной формой сотрудничества специалистов технических и гуманитарных областей. Художественное оформление пиктограмм вызывает неформальный интерес у детей. Поэтому их рисунки особенно информативны и представляют интерес, как с художественной, так и с естественнонаучной точки зрения. В настоящее время проводится дальнейший анализ полученных рисунков, основной целью которого является уточнение формы и методов продолжения мониторинга.

Очевидно, применение когнитивной графики (симметричных пиктограмм) в практике художественного образования детей является новым средством преподавательской деятельности, которое в игровой форме обеспечивает развитие творческих способностей детей 2-5 классов. Тематические выставки детских работ с использованием когнитивной графики можно рассматривать как новую форму художественного творчества.

 

Ст. научн. сотр. Преподаватель

СПИИРАН школы № 127

к.т.н. (М.В. ХАРИНОВ) (Л.П. ИВАНОВА)

17.01.99

 

Back